Про дядю Йотю или почему «ЖИЗЬ – сложная штука»

Был у меня дядя (папин брат) с библейским именем Иосиф. Семья у папы была очень многодетная – 5 детей у деда от первой жены (умерла при родах 5-го ребенка), 11 ему моя бабушка родила (вышла замуж за деда в 18 лет, ему тогда было 45). А еще двоих они взяли на воспитание, когда соседка одинокая умерла – и два ее сына остались сиротами.

Что примечательно, все дети выжили, дожили до преклонных лет (некоторые и теперь живут). Семья была зажиточная, имели свою землю, все члены семьи на ней работали с детства, а бабка умела всех строить, командовала даже дедом! Что говорить, донская казачка! Дед помер в 101 год и не от старости, а потому что оступился на ступенях автобуса и ударился головой. Еще месяц в больнице пролежал с ЧМП и помер. Бабка в 98 – после операции аппендицита, но через 3 года – рана так и не срослась, ходить не могла. Все время сокрушалась, что если бы ее не порезали – жила бы себе еще долго. Вот такие времена были.

В общем, когда привычные имена для детей закончились, то называть ежегодно рождающихся детей доверили попу – у него единственного были церковные святцы. Правда, бабушка забила за собой право отвергать совсем уж странные имена типа Акакий, Сысой и Гликерья. В общем, так в семье появился Иосиф, Серафима, Арина, Пелагея, Антоний и Мирон.

Так вот, про дядю Иосифа, которого все называли Йотей.

Был он колоритным мужиком, очень красивым – глаза синие-синие, на половину лица, белоснежные зубы (это семейное – у всех до старости были свои и целенькие), плечи – косая сажень.

Но! Был у него один большой изъян – как выпивал, становился жутким занудой и катастрофически выносил мозг всем, кто отказывался рядом. «Момент истины» наступал, когда дядя опирался своим кулачищем о лицо и философски изрекал: «Жизь – сложная штука!». Именно, ЖИЗЬ, а не жизнь!

А после этого начинался словесный понос, прерываемый только фразами «налей еще соточку». И так – до момента, пока голова дядиЙотина не падала на стол в миску с фасолью, которая в то время изображала теперешний салат оливье. А времени на этот процесс надо было 3-4 часа минимум.

Короче, когда дядя Йотя произносил свою коронную фразу, родственники сразу убирали всю выпивку со стола и все тихо растворялись, оставляя самого большого неудачника из гостей – на растерзание дядьЙотиным философствованиям. Со временем он догадался об этих хитростях, и заранее прятал у себя дома или брал с собой (в гости) бутыль сивухи и держал ее постоянно в обнимочку. Поэтому, у неудачника не было никаких шансов на спасение!

Был еще один способ нейтрализовать дядю – ну когда совсем не на кого было его спихнуть. Тогда самый смелый герой шел и выпускал бычка Мордехая. И никто в мире, кроме дяди Йоти, не мог его обратно загнать в стойло! После такой корриды дядя просто отключался с бычком в хлеву, обнимая его за могучую шею. А эта скотина под тонну весом только шумно вздыхала и время от времени облизывала прекрасное лицо своего Повелителя.

Как бычок получил свою роскошную кличку – это отдельная история на миллион. Не могу не поделиться! В деревне помирал старый еврей-кабачник, прощался со всеми. Тут пришло время невестки, а ей вот-вот рожать. Вот глянул старик на ее пузо – и выдал последнюю волю: пусть его именем назовут того, кто родится на этой неделе. Он умер, а невестка проносила беременность еще три недели и родила дочку. Зато на следующий день корова родила бычка – вот его и нарекли Мордехаем, чтобы исполнить пожелание умершего!

Но это было только вступление! А теперь будет сама история.

В один из семейных праздников, когда все съезжались к деду и бабушке, как-то нечаянно роль «неудачника» выпала мне. Ну, мне даже интересно было – дядька много говорил, вспоминал.

Я, например, узнала потрясающий исторический факт: что Гитлер напал на Россию из-за монастырского чая. Ему тибетские монахи сказали, что только этот копорский чай спасет его от сифилиса и сделает повелителем мира. Но чай ему не достался — монахи все успели спрятать.

А еще, его откровения сопровождались такими подробностями, типа: «…в тот год мы собрали три мешка грибов, но отравился я прокисшим арбузом…», или «…после Пасхи всегда много похорон было, бывало, в год – больше 40 человек умирало от обжорства…». И т.п.

И в один момент я спросила, что означает его фраза про ЖИЗЬ? Что услышала – это бомба!

Жило в их селе несколько богатых еврейских семей. Они были очень религиозные и свято держали шабат. А, как известно, в этот день категорически нельзя ничего делать. Даже спичку зажигать! Поэтому в семьях все готовилось в пятницу, а для мелких дел богатые евреи нанимали русских детей. Обязательно красивых, здоровых и синеглазых. Йотя был очень красивым мальчиком, и его выбрала самая богатая семья – как раз, где хозяином был тот самый Мордехай. За мелкие услуги ему давали целых 10 копеек – бешеные деньги на то время, хотя и их семья была не бедной, но иметь собственные деньги – это было очень почетно.

У Мордехая была дочка-красавица Суламифь. И конечно, Йотя в возрасте 16 лет влюбился без памяти. А девушке тогда исполнилось 18, и ее пора было выдавать замуж. Йотя слышал все эти обсуждения женихов и в один день выдал, что он хочет жениться на Суламифи! Ему сразу дали отворот – она может выйти только за еврея или того, кто сделает обрезание и примет их веру.

От любви Йотя потерял разум и сказал, что он согласен на обрезание. Евреи посоветовались – жених выгодный, богатый, хорошо знакомый. Если так, то пусть будет. Сказали, пойти к родителям и уточнить, не против ли они. Йотя, конечно, ничего родителям не сказал – они, верующие люди, убили бы его. Но Мордехаю ответил, что родители согласны и был назначен день обрезания. Пришел раввин и его помощник, другие мужчины евреи, чтобы все было по закону.

Йотю положили на стол, стали кругом, начали молиться, а раввин с ножом и пинцетом каким-то воздел руки к небу. И в этот момент раздался дикий грохот – прямо в дом ударила молния, да так, что попала именно в раввина – через нож и железяку прошла через тело и ушла в пол. Но он остался жив! Только на лице и теле появился такой красный рисунок, как молния. Больше никто не пострадал.

Крыша начала гореть, сбежались соседи тушить – и Йотина тайна стала достоянием общественности. Все село гудело про кару Божью.

В общем, отец его страшно побил, а для наказания, по совету попа, отправил на год в дальний монастырь послушником (типа волонтером), где он выполнял всю самую грязную работу.

Когда вернулся, Суламифь уже была замужем и с ребенком. Долго Йотя не мог жениться – никто из девушек не хотел идти за него замуж. Только когда в город переехал – там нашел жену, которая не знала про историю с обрезанием. А у Йоти появилась эта философская фраза про ЖИЗЬ, которая сложная штука.

Вот такой длинный рассказ получился.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓