Когда я увидела, как преподают литературу моему ребенку, мне стало не по себе

Хочется немного поговорить о качестве нашего школьного образования, в частности, о преподавании литературы. Не сильно ошибусь, если скажу, что в бытность мою ученицей школы в нашем классе даже самые последние двоечники читали первоисточники и могли представлять себе, о чем идет речь в том или ином произведении.

Именно поэтому выросло поколение достаточно образованных людей, которые хотя бы  имели представление о том, кто такие Гумилев, Леонид Андреев, Саша Черный. Конечно, такие произведения, как «Война и мир», не всем удавалось осилить, но их хотя бы  держали в руках и листали, пусть и по диагонали.

В наше время, к сожалению, когда все выставлено на продажу, у детей не возникает необходимости работы с текстами.

Помню, как я чуть не получила инфаркт, когда у сына, учащегося в школе, увидела толстую книгу под названием «Краткое изложение текстов школьной литературы» (за точное название не ручаюсь, поскольку была в глубоком шоке…)

Там каждому произведению уделялась пара страниц (это было наподобие комиксов, только в печатном виде). «Персонаж такой-то» вместе с «таким-то» делал то то и то то, потом с ними случилось то то и то то, а потом произошло еще «нечто», что привело в итоге к некоторым последствиям. В общем, полнейший примитив.

Самое большое место в этом «учебнике» было отведено, конечно же, вышеупомянутому роману классика нашей литературы — целых три страницы.

В тот день мне реально было очень плохо и грустно… Одним словом, выросло целое поколение деток, которых огромный пласт культуры просто обошел стороной.

В лучшем случае они смотрят экранизации произведений, что уже неплохо. В худшем — демонстрируют образчики чудовищной дремучести.

Помню одного умнейшего мальчика, поступавшего в МГУ на мехмат. В области математики он был просто гением, но сочинение ему написать так и не удалось, потому что единственная книга, которую он читал в своей жизни, была «Приключения Робинзона Крузо» (это не фантазия, а реальный случай из моей жизни).

И в конце — немного веселого (опять же на тему разговора…)

В одном провинциальном театре давали постановку пьесы Островского «Гроза». Заботливая мама повела свою дочку, чтобы приобщить ее к великому искусству.

Как известно, в этой пьесе героиня решает броситься в реку Волгу, чтобы совершить самоубийство. В таких сценах, дабы не калечить актеров, как правило, в место падения кладут мягкие маты, чтобы актриса нежненько приземлилась и не травмировалась.

Но по какому-то нелепому недоразумению, именно для этого спектакля маты найти не удалось, взамен был предложен батут, от безысходности пришлось согласиться на него, решили, что главное — не жесткий пол сцены.

Вот только, как это часто бывает, по разгильдяйству, забыли передать эту «новость» актрисе, игравшую роль героини.

Наконец, последняя сцена, апофеоз: героиня с громким криком бросается в Волгу — и пулей выскакивает обратно. И так повторяется  несколько раз…

Публика корчится от смеха, актриса близка к истерике, а дочка тихонько говорит матери:

— Видимо, поверхностное натяжение воды не учла…